Недавно в рамках реализации научно-прикладного проекта «Духовные ценности казахского народа: роль и значение святых мест для сохранения традиционной культуры» с целью сбора исторических документов и материалов в Западно-Казахстанской области побывала специальная экспедиция Института востоковедения имени Р.Б. Сулейменова. Ее руководитель – доктор исторических наук Аширбек Курбанович Муминов. Всостав группы входили старшие научные сотрудники, кандидаты исторических наук Айтжан Шаймерденовна Нурманова и Дина Есиркеповна Медерова. Мы стали свидетелями новых открытий, узнали много доселе неизвестного из богатой истории нашего края, проведя вместе с учеными два первых незабываемых дня из продолжавшейся десять дней их поисковой работы. Результаты превзошли все наши ожидания. Мы были поражены глубиной религиозной грамотности наших предков, их широчайшей образованностью. Еще раз убедились, что необъятные просторы нашей земли сохранены не только силой, но, прежде всего, благодаря знаниям и мудрости народа. Ученые утверждают, что открытия, сделанные на земле Акжаика, имеют значение не только для нашей области, но и для истории Казахстана и всего мира. Мы вернулись из экспедиции, укрепившись в
внимательное изучение таких памятников, сколько ценных сведений могут они нам предоставить. Это настоящий кла-дезь письменной истории, вытесанный на камне.
Пользуясь случаем, стремились с помощью алматинских ученых прочитать и другие кулпытасы, надписи на которых сделаны на арабском языке или арабским алфавитом. Не все удалось про-честь на надгробном камне, лежащем неподалеку от кулпытаса Хаж Али. Он был наполовину сломан, но сумели расшифровать верхнюю строку: «Могила ученика ученого, муллы Нигматоллы, сына Маулимберды хазрета. Он умер в 1325 году хиджры Пророка».
Следующий прямо стоящий кулпытас установлен в память нескольких людей. На передней стороне написано: «Это могила Байчеркеша, кажи, посетил два священных города: Мекку и Медину, ему было 70 лет, похоронен со своими детьми, среди которых студент Тухфатулла, умер в 25 лет, Абдужаппар (следующее слово не читается), они дети Байчеркеша». На правой стороне надпись: «Зейнеп Рахимкызы (возможно, невестка), Маулимберды Байшеркешулы». На левой: «Жани Мухаммед двое его детей, мулла Маулимберды умер в 80 лет». Очевидно, что этот камень установлен в память умерших из одной династии: отца, сына, внуков, невестки.
Пока мы осматривали терри-торию захоронения, Айтжан Шаймерденовна подготовила для чтения следующий четырехугольный кулпытас, расположенный совсем рядом с кулпытасом Хаж Али, предварительно нанеся для это-го специальный раствор мела на трудночитаемые места. Совместными усилиями ученые прочитали то, что было там написано: «Абдулкарим Шералиулы, место рождения – Балаклава, год рождения 1877, год смерти 1924, 3-го дня хута. Он был большим ученым. Глубоко освоил внешние (захири) и внутренние (батини) науки. Внешние науки изучал у Каргали, внутренние нау-ки познал у бухарских ученых. Го-ворится, что в обеих науках достиг совершенства. В свое время был единственным ученым. От его уче-ний получили большую пользу множество его учеников. В год смерти ему исполнилось 47 лет. Пусть на него снизойдет благословение Всевышнего. Этот надгробный камень установил его уче-ник Абдулкарим Бериши».
В захоронениях Маулимберды имеется примерно 65 кулпытасов. Из них около 10 написаны кириллицей, остальные – арабским алфа-витом. Часть последних написана арабскими буквами на арабском языке, часть – арабским алфави-том на казахском языке. В ходе нашей поездки прочитаны четыре кулпытаса, написанные на арабском языке. Поэтому понятно, какая предстоит большая работа только по этому захоронению.
После напряженной двухчасовой работы ученый Аширбек Муминов сделал следующее заключение: «На этом месте мы видим надгроб-ные камни на могилах 3 – 4 уче-ных, весьма образованных людей. Первый из них – большой ученый Шейх Маулимберды. он не только был святым, но и большим ученым. Отец его Байшеркеш – религиозный че-ловек, несколько раз совершивший хадж. Также мы узнали, что сын Маулимберды Хаж Али тоже был большим ученым и учился в местности Каргали. Все эти сведения – важные ценности. Если будут прочитаны остальные кулпытасы, то это будет неоценимым вкладом в изучение истории страны и всемирной истории».
Итемген, поддержавший возведение на ханский престол Бокея

Довольные результатами первого дня, мы вернулись в Базартобе. Наутро наша поездка возобновилась. Вначале мы остановились у захоронения Тайкожа, что находится на границе Базартобинского и Ба-заршоланского аульных округов. Здесь имеется около десяти кулпытасов. У двух конусообразных могил крыши полностью, а стены наполовину были разрушены. Кур-ганы возле других кулпытасов явно свидетельствовали, что и там были воздвигнуты конусообразные могилы. В связи с тем, что у нас было мало времени, решено бы-ло измерить кулпытасы, сфотографировать и впоследствии не спеша прочитать надписи через компьютер. Но и за столь короткий промежуток Аширбек Курбанович и Казбек Куттымуратулы успели прочитать один из кулпытасов. Там было начертано: «В месяце рамазан 1836 года в возрасте 93 лет умер Итемген бай, сын Жанмырзы Тилеуулы из племени Асан рода Тана». Итемген – известная в истории личность. Он был родным младшим братом Есенгельды Жанмырзаулы, в па-мяти народа оставшегося под именем Есенгельды бай, который в действительности был не только богатым, но и старшиной, имел звание тархана. Он был крупной личностью, с которым считались, даже побаивались сами ханы. 17 сентября 1811 года знатные люди ветви Байулы Младшего жуза направили письмо Оренбургскому военному губернатору с предложением утвердить ханом вместо Жанторе хана Айшуакулы Бокея Нуралиулы (см. журнал «Dana.kaz, №2 – 3 (13), 2014 год, стр. 48 – 51). Среди тех, кто поставил подпись и скрепил ее печатью, был и отмеченный на этом кулпытасе Итемген Жанмырзаулы. Этот факт говорит о том, что он был известной, занимавшей особое место в казахской истории личностью.
Осуществленная мечта
Не мешкая, мы продолжили наш маршрут дальше. Остановились возле старого захоронения у проселочной дороги, ведущей к аулу Баянтобе. В середине кладбища издали выделялся длинный шест с прикрепленной белой материей. Хотя кулпытас не сохранился, но потомки на нем написали: «Памятник от правнуков свя-то чтимому деду Кулману, сы-ну Доса из ветви Толыбай, племени Кубилей, рода Алаша. Гизат». В этом захоронении также имеется около десяти кулпытасов. Большинство установлены в память умерших из ветви Токпас рода Алаша. Пока ученые вели подсчеты, проводили измерения, Аширбек Муминов и Казбек Куттымуратулы разгадали тайну еще одного кулпытаса. На передней его части написано: «Похоронен 16 жадида 1879 года в возрасте 72 лет Наруча Жаркынбайулы из племени Токпас рода Алаша». На боковой стороне написано: «и его жена Тыныштык Шынияркызы, это надгробие установил Онша мирза». После того как ученые завершили свою работу, мы отправились в дальнейший путь. В Базаршолане встретились с местным жителем Саматом Бактияровым. Он привел нас на клад-бище на окраине села, где были и старинные кулпытасы, и современные могилы. Жители аула считают, что под древним кулпытасом здесь похоронен святой человек и в знак почитания повязывают к кулпытасу белую материю. Порой больные люди здесь ночуют. По словам Самата ага, здесь лежит один из его прадедов. Его отец Газиз при жизни приводил сюда немало людей, чтобы они прочитали надпись на кулпытасе. Но никому
похороненных в захоронении Маулимберды, или вы слышали рассказы о их благородных деяниях на благо народа, или являетесь их прямыми потомками, то прошу связаться с редакцией газеты.
Жантас НАБИОЛЛАУЛЫ
Перевод Калиуллы КАРАГОЙШИНА
Фото Нурлыбека РАХМАНОВА
и Нуртаса САФУЛЛИНА
«Приуралье»,
№91, 14.08.2014 г.