В середине ноября в Уральске побывал жыршы-термеши из Семея Дуйсенгазы Ныгметжанов. Это легендарная личность. Начиная с 1990 года, он 25 раз становился победителем республиканских конкурсов жыршы и акынов, причем 11 раз он был первым, три раза ему присуждалось гран-при.
Проведя в Уральске насыщенные встречами и общением дни, он уехал домой. Перед отъездом он встретился с журналистами областных газет.
– Дуйсенгазы ага, Вы провели в Уральске, надеемся, незабываемые дни. С какими впечатлениями возвращаетесь в Семей?
– Мой приезд в Уральск выдался случайно. В прошлом году мне позвонил один юноша. Я спросил, кто он и откуда? Парень ответил, что звонит мне из Уральска. Поинтересовался, чем вызван его звонок. Он ответил, что очень хотел бы встретиться и послушать мое исполнение, ведь я знаю много произведений наизусть. Я пригласил его к себе, но у него не получилось приехать. Спустя год вновь раздался телефонный звонок от Нуртаса: «Ата, Вы сможете приехать в Уральск? Хотим Вас пригласить к себе». Я согласился. Меня очень хорошо встретили. Сказать по правде, я впервые дал такой большой отчетный концерт, вложил всю душу. И встреча с ценителями терме и жырау вашей области стала для меня счастьем. У себя в Семее мне все не удавалось выступить с концертом, сам того не загадывая, оказался на гостеприимной западноказахстанской земле. Коллектив ТОО «Жайық Пресс» создал для меня все условия, организовал зал и собрал публику. Я смог на родине Кыз Жибек во весь голос исполнить любимые народом терме и жырау. Всегда мечтал побывать в Приуралье, моя мечта исполнилась.
– Если можно, расскажите о себе нашим читателям.
– Родился в 1949 году в Семее. Волею судьбы в 1972 году был принят на работу учебно-производственный комбинат общества слепых. С 1975 года начал посещать кружок художественной самодеятельности, был руководителем хора, сделал немало для развития казахского языка. В 1994 году окончил культурно-просветительское училище. У меня четверо детей.
– Интерес и любовь к народной музыке у Вас с детства?
– В детстве у нас не было телевизоров, кино, радио-то удавалось слушать нечасто. Первый сборник жырау о батырах купил за большие по тем временам деньги – 2 рубля 20 копеек. Начал заучивать. По соседству жил дед Муса, был неграмотным, но знал много жырау наизусть. Он и стал моим первым учителем. В 1969 году в возрасте 20 лет я внезапно ослеп. Так сорокатысячная библиотека для незрячих стала моей. Начал читать все подряд. Многие жырау выучил по книгам именно этой библиотеки.
– Чувствуется по разговору, что Вы не только блестяще знаете художественную литературу, у вас широкий круг интересов. Вы неплохо знаете историю нашего края.
– Приуралье – исторически богатая земля. Ваш край посещали Пушкин, Толстой, Даль. Здесь побывали Даулеткерей, Курмангазы, Кашаган, Мурын жырау. Действительно, неплохо знаю литературу, потому что не ленюсь с утра до ночи читать и познавать новое. Я не только жыршы и термеши, мог бы читать курс лекций по казахской литературе, фольклору, культуре, шариату, общей истории.
– Что надо делать, чтобы развивать искусство жырау? Кого из жыршы Вы знаете?
– Искусство жырау начало возрождаться в стране с 1985 года. На сегодня в республике есть порядка двадцати жыршы, среди них Баянгали Алимжанов, Алмас Алматов, Майра Сарсенбаева, Феруза Арманова, Кунслу Турикпенова, Макан Абдуалиев. В Уральске, оказывается, есть жыршы Сакен Жангазиев. Талантливый музыкант, ему надо дальше развивать свое искусство. Ему нужна большая поддержка. В целом родина жырау – Кызылорда. Для развития искусства жырау и терме необходимо проводить конкурсы молодых жыршы по всей республике. Для них такое внимание – большое подспорье и поддержка. Ведь для этого не требуется больших финансовых вложений. Тут важнее внимание. Искусству жырау нельзя учиться по роликам из интернета, этому должны учить такие старики, как я. Ведь исполнение жырау и терме не просто автоматическое заучивание, каждое произведение – это целая история, бережно передавая из поколения в поколение.
– Какое влияние искусство жырау, на Ваш взгляд, оказывает на воспитание молодежи?
– Жырау воспитывает любовь к Родине. В последние годы стало модным праздновать так называемый День святого Валентина. Если казахам так нужен день любви, почему бы не взять за основу истории любви эпических героев, воспетых в эпосах Гульбаршын и Алпамыса, Козы Корпеш и Баяна, Арыстана и Гуляим? Истинно народное искусство может многое дать молодому поколению.
– Что надо сделать, чтобы вернуть жанр жырау в массы?
– Во-первых, необходима государственная поддержка жыршы и термеши. Сейчас верх взяла дешевая попса и эстрада. Манера исполнения, музыка, тексты не вызывают ничего, кроме стыда. А за всем этим стоят ведь немалые деньги. Почему бы не поддерживать исполнителей народного жанра? Еще ввели моду на традиционные песни. Кто такое придумал. У казахов нет традиционных песен, есть народные песни.
– Не секрет, что у молодежи не хватает терпения выслушивать
2 – 3-часовое исполнение эпоса…
– Потому что нет школы жырау. Как можно привить молодым любовь к жырау и терме? Мы должны в школах наряду с кружками домбры, баяна, пения, танцев открыть и кружки по изучению жырау. Всех признанных сегодня звезд:
Р. Рымбаеву, М. Жунусову – воспитала школа. Поэтому в программу школьных занятий по музыке и пению надо включить и часы по изучению жырау и терме. Если смолоду будет привит вкус к народной музыке, не то что 2 часа, 5 часов молодежь просидит в зале.
– Вы неоднократно побеждали в айтысах…
– Я до 1995 года участвовал в айтысах. В 1990 году выиграл гран-при айтыса, посвященного 300-летию Каракерей Кабандая. В том же году занял первое место в республиканском айтысе, посвященном 100-летию Н. Бекежанова, проведенного республиканским обществом слепых в Кызылорде. После этого становился победителем пяти республиканских и областных айтысов.
– Сколько Вы исполняете сейчас эпосов? Записываете ли свое исполнение на цифровые носители?
– Наизусть знаю 20 жырау. В репертуаре у меня сегодня эпосы «Козы Корпеш – Баян сулу», «Калкаман – Мамыр», «Енлик – Кибек», «Алпамыс батыр», «Шахнама», «Ескендир», «Кыз-Жибек», «Аркалык батыр», «Камбар батыр». В Семее записал 12 жырау. Правда, не знаю, когда смогу выпустить диск. Не такой человек, чтобы обивать пороги и просить поддержки. Здесь в Уральске записали мое исполнение эпосов «Кобыланды батыр», «Енлик – Кибек», «Калкаман – Мамыр», поэму Абая «Ескендир», «Козы Корпеш – Баян сулу». Много часов кряду исполнял на камеру эти произведения.
– Часто бываете в регионах?
– С удовольствием побывал бы во всех городах, если бы приглашали. К сожалению, таких приглашений нет. Нет сейчас интереса к жырау и терме. Растеряли мы свои корни. В Семее работает клуб слабовидящих жыршы-термеши «Шамшырак». Одиннадцать лет руковожу этим клубом, передаю молодежи все свои знания. Мечтаю, чтобы после меня кто-то из моих учеников продолжил мое дело в клубе. Благодарю ценителей народной музыки вашего края за внимание ко мне и моему творчеству, особенную признательность за радушный прием выражаю акиму области Нурлану Ногаеву, проявившему себя тонким ценителем народного искусства.
Беседовала Улдай КАБОШКЫЗЫ